ОКБ им. Яковлева Як-9
Истребитель
Як-9 - это
третий по счету после Як-1 и
Як-7 основной тип истребителя семейства "Як" периода Великой
Отечественной войны. С конструктивной точки зрения он представлял собой дальнейшее развитие
Як-7. Мало отличаясь от него по внешнему виду, Як-9 в то же время был во всех
отношениях более совершенным. Это естественно,
поскольку при создании этого самолета был учтен почти двухгодичный опыт
производства и боевого применения Як-7 и имелась возможность более широкого
применения дюралюминия, в котором
страна испытывала уже не такие большие затруднения, как в начале войны.
Использование металла позволило,
в частности, существенно уменьшить массу конструкции, а выигрыш использовать либо для увеличения
запаса горючего, либо для оснащения самолета более мощным вооружением и более
разнообразным спецоборудованием.
Як-9 был
самым массовым истребителем советских ВВС периода Великой Отечественной
войны. В середине 1944 г. самолетов
Як-9, Як-9Т и Як-9Д в сумме было больше
всех других находившихся на вооружении истребителей вместе взятых и они в большой мере заменили Як-1 и Як-7Б
на основных фронтах. Выпуск Як-9 на
заводе N153 достигал 20 самолетов в день.
Як-9
выпускался на трех крупных заводах
(NN 153, 166, 82), принимал участие во всех операциях
Советской Армии, начиная со Сталинградской битвы.
Это один из
последних и один из лучших винтомоторных истребителей второй мировой войны. Все
его модификации обладали отличными
летно-тактическими характеристиками,
не имели значительных конструктивных или эксплуатационных
дефектов, приводящих к авариям.
Главной
особенностью Як-9 являлась его способность модифицироваться в самые
разнообразные по назначению и по боевому применению типы самолетов, включая фронтовой истребитель с обычным и
тяжелым вооружением, истребитель дальнего сопровождения, истребитель-бомбардировщик, истребитель-фоторазведчик, высотный
истребитель-перехватчик, двухместный невооруженный пассажирский самолет
специального назначения, двухместный учебно-тренировочный и вывозной
истребитель.
Як-9 имел
22 основных модификации, из которых 15
строились серийно. На Як-9 устанавливались пять различных новых и
модифицированных типов двигателей,
шесть вариантов числа и объема
бензобаков, семь вариантов вооружения и
два варианта спецоборудования. Кроме
того, у Як-9 было две существенно отличавшихся разновидности
крыла: смешанной и цельнометаллической конструкций. Все модификации
Як-9, кроме исходной конструкции, имели специальные
индексы.
Як-9 серийно
выпускался шесть лет - с октября 1942 г. по декабрь 1948 г. Всего построено
16769 самолетов.
Як-9Т (Як-9-37) М-105ПФ
Як-9Т
(танковый) с двигателем М-105ПФ, винтом
ВИШ-105СВ диаметром 3,0 м и мощным
пушечным вооружением представлял собой одну из первых (наряду с Як-9Д) модификаций серийного двухбачного
Як-9 и отличался от него главным
образом вооружением.
Вооружение
Як-9Т состояло из мотор-пушки
ОКБ-16 11П-37 (впоследствии
названной НС-37) калибра 37 мм и одного
синхронного пулемета УБС. Общая масса вооружения 315,5 кг против 168,3 кг у
двухбачного Як-9, вооруженного одной
пушкой ШВАК и одним пулеметом УБС.
Разработка
пушки 11П-37 была начата в 1941 г.
группой инженеров под руководством А.Э.Нудельмана и А.С.Суранова.
Наземные
испытания были очень успешными и
закончились в августе 1942 г. Пушка выдержала также войсковые испытания на
самолетах ЛаГГ-З в апреле-мае 1943 г., после чего была окончательно принята на
вооружение.
Пушка
располагалась в развале двигателя для стрельбы через полый вал редуктора и
втулку винта и крепилась в
двух точках: к двигателю и
планеру. Ствол выступал из кока винта на 160 мм, вследствие чего общая длина
Як-9Т составляла 8,66 м против 8,50 м у Як-9.
Пулемет
располагался, .как обычно, с левой стороны верхней части фюзеляжа и
предназначался для пристрелки перед открытием огня из пушки. Емкость
патронных ящиков: при
свободной укладке - 30 снарядов
для пушки и 200 патронов - для пулемета,
при тщательной укладке - 32 для
пушки и 220 для пулемета.
Питание
пушки и пулемета - непрерывное, с помощью рассыпающейся ленты из металлических
звеньев. Гильзы и звенья от пулемета
собирались в специальный отсек фюзеляжа,
а от пушки - в гильзо-звеньесборник, расположенный под оружием.
Перезарядка
оружия пневматическая. Управление огнем пушки и пулемета - раздельное,
кнопочное, от электропневмоспусков ЭПС-1,
кнопки которых размещались на
стандартной ручке управления самолетом.
Прицеливание при стрельбе по воздушным целям, как обычно, производилось
наводкой самолета с помощью механического кольцевого прицела ВВ-1 (воздушного визира), состоящего из кольца, расположенного внутри
кабины летчика, и мушки на фюзеляже перед бронекозырьком.
Для
стрельбы по наземным целям на передней
кромке крыла были нанесены метки,
которые обеспечивали постоянство ввода самолета в пикирование и необходимую дистанцию для открытия огня.
Установка
большой и тяжелой 37-мм пушки
(длина - 3400 мм, масса - 150 кг) потребовала внесения в конструкцию Як-9 ряда
существенных изменений. Был усилен силовой каркас фюзеляжа в передней части. Для размещения на самолете казенной части пушки и сохранения
центровки в допустимых пределах кабина летчика
была сдвинута назад на 400
мм, что несколько ухудшило обзор
передней полусферы (на посадке), но
улучшило обзор задней (в полете).
Благодаря заднему расположению кабины, приведшему к смещению центровки
назад, Як-9Т обладал меньшей инертностью, чем другие самолеты, что позволяло
летчику выполнять боевой маневр, упреждая противника.
Установка
37-мм пушки требовала повышения
качества производственного выполнения самолета, в первую очередь - качества
монтажных работ, так
как большая отдача при стрельбе (примерно 5500 кг) приводила к нарушению
соединений трубопроводов, а также
появлению трещин и разрушению отдельных деталей.
Согласно
постановлению ГКО от 18 февраля 1943 г. все самолеты Як-9, в том числе
Як-9Т, должны были
с 1 марта выпускаться в
варианте дальнего истребителя с запасом горючего 480 кг. Такая заправка
в начальной стадии полета приводила к ухудшению летных характеристик, особенно
скороподъемности и маневренности в
вертикальной плоскости. Поэтому Як-9Т продолжали выпускаться
с 330 кг горючего и полетной
массой 3025 кг.
С этой полетной
массой Як-9Т по своим летно-пилотажным характеристикам стоял на уровне
двухбачного Як-9, несколько уступая ему в
вертикальном маневре и намного превосходя по мощности огня.
По массе секундного залпа Як-9Т
превосходил самолеты Me-109G-2
трехточечный - в 2,24 раза, пятиточечный - 1,16 раза; Me-110 - в 1,31 раза; FW-109A-8 - в 1,09 раза. По сравнению с Me-109G-2, вооруженным тремя пушками и двумя
пулеметами, Як-9Т имел преимущество в горизонтальной скорости
до высоты 4600 м. На высоте 4600 м скорости
были одинаковыми, а выше преимущество переходило к Me-109G-2.
По вертикальной скорости Як-9Т несколько
уступал Me-109G-2 до высоты 2500...3000 м и выше 4000 м. В диапазоне
высот 3000...4000 м вертикальные скорости Як-9Т и Me-109G-2 были практически одинаковы.
По
горизонтальной маневренности Як-9Т имел явное преимущество перед Me-109G-2 до
высоты 5000 м за счет меньших радиуса и
времени виража.
В
вертикальном маневре преимущество за Як-9Т сохранялось до высоты 3000 м; на высотах 3000...4500 м показатели были одинаковы, а выше -
преимущество переходило к Me-109G-2.
Me-109G-2
имел тяжелое управление и при
перетягивании ручки сваливался в штопор. На пикировании он несколько уходил от Як-9Т, однако на выходе из пикирования требовал
от летчика очень больших усилий, и поэтому вывод получался медленным, с
растянутой по времени и пространству
траекторией. Эти обстоятельства
способствовали успешной атаке
Me-109G-2 нашими самолетами за счет упреждения на выходе из пикирования и на горке. Me-109G-2 имел плохой обзор задней
полусферы, и летчик не видел зашедшего ему в хвост самолета. К тому же Як-9Т
мог вести наступательный бой даже на виражах.
Як-9Т
построен ОКБ А.С.Яковлева в январе 1943 г. согласно постановлению ГКО от 25
декабря 1942 г., проходил испытания вооружения в НИПАВ (научно-испытательный
полигон авиационного вооружения) с 10 января по 12 февраля 1943 г. и летные испытания в НИИ ВВС с 15 февраля по 4 марта (летчик
В.И.Хомяков, ведущий инженер по самолету А.Т.Степанец, по вооружению - Л.И.Лось).
Серийно
Як-9Т строился на заводе N153 с марта 1943 г. по июнь 1945 г. Всего выпущено
2748 самолетов. Як-9Т начал
эксплуатироваться в начале 1943 г.
С конца этого года он с успехом использовался для борьбы
с судами противника на Черном
море. Войсковые испытания на боевое применение
проводились на 34-х самолетах Як-9Т с 5 июля по 6 августа 1943 г. на Центральном фронте в 16 ВА. На Як-9Т летали 80 летчиков шести
полков, входивших в состав 273 иад 6 иак (истребительного авиакорпуса)
и 1 гв. Сталинградской иад. Было
проведено 78 воздушных боев (из них 31 результативный), в которых помимо Як-9Т участвовали
Як-1, Як-7Б и Як-9 (428
самолето-вылетов, включая 150 на Як-9Т).
Уничтожено 110 самолетов противника, в том числе: FW-190 - 54, Me-109 - 4, Ju-87 - 31,
Ju-88 - 14, He-111 - 7. Из них на Як-9Т сбито 49 (44,5%). Свои потери - 36
самолетов, в том числе 12 Як-9Т. Средний расход боеприпасов на один сбитый самолет: 147 снарядов калибра 20 мм (самолеты Як-1, Як-7Б, Як-9), 31
снаряд калибра 37 мм (Як-9Т), 123
снаряда калибра 12,7 мм (все самолеты).
С 17 августа по 18 сентября 1943 г. 12 самолетов Як-9Т проходили войсковые
испытания совместно с тремя Як-9Д
в 18 гв.иап 1 ВА на Западном
фронте. На самолетах Як-9Т было
выполнено 172 боевых вылета с общим налетом 151 ч 54 мин, проведено 47
боев, сбито 9 и подбито 2 самолета
противника, в том числе FW-190 - 4,
He-111 - 4, Ju-87 - 2, FW-189 - 1. Потеряно три Як-9Т.
Появление
на фронте Як-9Т произвело большое
моральное воздействие на противника и существенно облегчило проведение
воздушных боев нашими истребителями
других типов, взаимодействовавших с Як-9Т.
До этого
самолеты FW-190, имея довольно сильное вооружение, охотно шли в атаку на
встречных курсах в воздушных боях с Як-1.
После появления Як-9Т они
стали избегать лобовых атак самолетов "Як".
Наличие
37-мм пушки позволило существенно увеличить дистанцию открытия огня. Не уменьшая вероятности поражения самолета
противника, это в то же время уменьшило возможность поражения летчика самолета Як-9Т огнем стрелка
бомбардировщика.
Наивыгоднейшие дистанции
открытия огня из 37-мм пушки:
по истребителям -
400...100 м, по
бомбардировщикам - 600...500
м. Однако для расстройства строя
бомбардировщиков противника
возможно было ведение
огня с расстояния 1000...1200 м при наличии
осколочных снарядов с самоликвидаторами.
Опыт
боевого применения Як-9Т показал, что схема его вооружения с НС-37 и УБС в
тактическом отношении весьма выгодна.
Попадание одного снаряда в самолет противника приводило его полному
разрушению. А бронебойные снаряды пушки
НС-37 легко пробивали броню немецких танков толщиной 30 мм на дистанции
500 м под углом до 45 .
Большая
эффективность 37-мм снаряда и ограниченность боекомплекта требовали от
летчика ведения только
прицельной стрельбы короткими
очередями из одного-двух,
максимум трех снарядов.
Стрельба
длинными очередями приводила к непроизводительной трате боеприпасов, так как
после 2...3 выстрелов, вследствие сильной отдачи пушки, самолет сбивался с линии прицеливания,
опуская нос, что вызывало недолеты при
стрельбе по наземным целям и снижение трассы - при стрельбе по воздушным целям.
Для продолжения стрельбы необходимо было восстанавливать прицеливание.
Устойчивость полета при стрельбе из пушки зависела, естественно, от скорости полета и длины
очереди: чем больше скорость полета и
меньше длина очереди, тем меньшее
влияние оказывала сила отдачи пушки на направление полета.
Як-9Т
успешно применялся для борьбы с самолетами противника как истребительного, так
и бомбардировочного типа. Среди летного состава Як-9Т пользовался большой
популярностью и высоко оценивался благодаря установке мощного оружия и хорошим
летным данным.
В
заключении по войсковым испытаниям отмечалось,
что:
1) самолет
Як-9Т является нужным для ВВС КА истребителем;
2) при
формировании частей истребительной авиации
полки целесообразно делать смешанными,
включающими в свой состав
30...50% самолетов "Як" с обычным вооружением и 70...50% самолетов с
пушкой 37 мм;
3)
самолетами Як-9Т целесообразно вооружать части с летным составом, хорошо
владеющим воздушной стрельбой. Летчик,
летающий на Як-9Т, должен быть своего рода воздушным снайпером и уметь поражать врага наверняка - с
первого выстрела.
Создание в
разгар войны Як-9Т с мощной
скорострельной пушкой калибра 37 мм и его быстрое освоение в
производстве и в эксплуатации сыграло большую роль в завоевании нашей авиацией
превосходства в воздухе.
Издательство © Media2000 Copyright (www.media2000.ru)