ОКБ им. Яковлева Як-9
Истребитель

    Як-9 -  это  третий  по счету после Як-1 и Як-7 основной тип истребителя семейства "Як" периода Великой Отечественной войны.  С  конструктивной точки зрения  он представлял собой дальнейшее развитие Як-7. Мало отличаясь от него по внешнему виду, Як-9 в то же время был во всех отношениях более совершенным. Это естественно,  поскольку при создании этого самолета был учтен почти двухгодичный опыт производства и боевого применения Як-7 и имелась возможность более широкого применения дюралюминия,  в котором страна испытывала уже не такие большие затруднения,  как в начале войны.  Использование металла позволило,  в частности, существенно уменьшить массу конструкции,  а выигрыш использовать либо для увеличения запаса горючего, либо для оснащения самолета более мощным вооружением и более разнообразным спецоборудованием.

    Як-9 был самым массовым истребителем советских ВВС периода Великой Отечественной войны.  В середине 1944 г. самолетов Як-9, Як-9Т и Як-9Д  в сумме было больше всех других находившихся на вооружении истребителей вместе взятых  и они в большой мере заменили Як-1 и Як-7Б на основных фронтах.  Выпуск Як-9 на заводе N153 достигал 20 самолетов в день.

    Як-9 выпускался на трех крупных заводах  (NN  153,  166, 82), принимал участие во всех операциях Советской Армии, начиная со Сталинградской битвы.

    Это один из последних и один из лучших винтомоторных истребителей второй мировой войны. Все его модификации обладали отличными  летно-тактическими характеристиками,  не имели значительных конструктивных или  эксплуатационных  дефектов, приводящих к авариям.

    Главной особенностью Як-9 являлась его способность модифицироваться в самые разнообразные по назначению и по боевому применению типы самолетов,  включая фронтовой истребитель с обычным и тяжелым вооружением, истребитель дальнего сопровождения,  истребитель-бомбардировщик,  истребитель-фоторазведчик, высотный истребитель-перехватчик, двухместный невооруженный пассажирский самолет специального назначения, двухместный учебно-тренировочный и вывозной истребитель.

    Як-9 имел 22 основных модификации,  из которых 15 строились серийно. На Як-9 устанавливались пять различных новых и модифицированных типов двигателей,  шесть вариантов числа  и объема бензобаков,  семь вариантов вооружения и два варианта спецоборудования.  Кроме того, у Як-9 было  две  существенно отличавшихся разновидности крыла: смешанной и цельнометаллической конструкций.  Все модификации  Як-9,  кроме  исходной конструкции, имели специальные индексы.

    Як-9 серийно выпускался шесть лет - с октября 1942 г. по декабрь 1948 г. Всего построено 16769 самолетов.

Як-9Т (Як-9-37) М-105ПФ

    Як-9Т (танковый) с двигателем М-105ПФ,  винтом ВИШ-105СВ диаметром 3,0 м и мощным  пушечным  вооружением  представлял собой  одну из первых (наряду с Як-9Д) модификаций серийного двухбачного Як-9  и отличался от него главным образом вооружением.

    Вооружение Як-9Т состояло из мотор-пушки  ОКБ-16  11П-37 (впоследствии названной  НС-37) калибра 37 мм и одного синхронного пулемета УБС. Общая масса вооружения 315,5 кг против 168,3 кг у двухбачного Як-9,  вооруженного одной пушкой ШВАК и одним пулеметом УБС.

    Разработка пушки  11П-37  была начата в 1941 г.  группой инженеров под руководством А.Э.Нудельмана и А.С.Суранова.

    Наземные испытания  были очень успешными и закончились в августе 1942 г. Пушка выдержала также войсковые испытания на самолетах ЛаГГ-З в апреле-мае 1943 г., после чего была окончательно принята на вооружение.

    Пушка располагалась в развале двигателя для стрельбы через полый вал редуктора и втулку винта и  крепилась  в  двух точках:  к двигателю и планеру. Ствол выступал из кока винта на 160 мм, вследствие чего общая длина Як-9Т составляла 8,66 м против 8,50 м у Як-9.

    Пулемет располагался, .как обычно, с левой стороны верхней части фюзеляжа и предназначался для пристрелки перед открытием огня из пушки. Емкость патронных  ящиков:  при  свободной  укладке - 30 снарядов для пушки и 200 патронов - для пулемета,  при  тщательной укладке - 32 для пушки и 220 для пулемета.

    Питание пушки и пулемета - непрерывное, с помощью рассыпающейся ленты из металлических звеньев.  Гильзы и звенья от пулемета собирались в специальный отсек фюзеляжа,  а от пушки - в гильзо-звеньесборник, расположенный под оружием.

    Перезарядка оружия пневматическая. Управление огнем пушки и пулемета - раздельное, кнопочное, от электропневмоспусков ЭПС-1,  кнопки  которых размещались на стандартной ручке управления самолетом.

    Прицеливание при стрельбе по воздушным целям,  как обычно,  производилось наводкой самолета с помощью механического кольцевого прицела  ВВ-1 (воздушного визира),  состоящего из кольца, расположенного внутри кабины летчика, и мушки на фюзеляже перед бронекозырьком.

    Для стрельбы по наземным целям  на передней кромке крыла были нанесены метки,  которые обеспечивали постоянство ввода самолета в пикирование  и необходимую дистанцию для открытия огня.

    Установка большой и тяжелой 37-мм пушки  (длина  -  3400 мм, масса - 150 кг)  потребовала внесения в конструкцию Як-9 ряда существенных изменений. Был усилен силовой каркас фюзеляжа в  передней части.  Для размещения на самолете казенной части пушки и сохранения центровки в допустимых пределах кабина летчика  была  сдвинута назад на 400 мм,  что несколько ухудшило обзор передней полусферы (на посадке),  но улучшило обзор задней (в полете).  Благодаря заднему расположению кабины, приведшему к смещению центровки назад,  Як-9Т  обладал меньшей инертностью, чем другие самолеты, что позволяло летчику выполнять боевой маневр, упреждая противника.

    Установка 37-мм пушки  требовала повышения качества производственного выполнения самолета, в первую очередь - качества монтажных  работ,  так  как большая отдача при стрельбе (примерно 5500 кг) приводила к нарушению соединений  трубопроводов, а также появлению трещин и разрушению отдельных деталей.

    Согласно постановлению ГКО от 18 февраля 1943 г. все самолеты Як-9,  в том числе  Як-9Т,  должны  были  с  1  марта выпускаться в  варианте дальнего истребителя с запасом горючего 480 кг. Такая заправка в начальной стадии полета приводила к ухудшению летных характеристик, особенно скороподъемности и  маневренности  в  вертикальной  плоскости.  Поэтому Як-9Т продолжали  выпускаться  с  330 кг горючего и полетной массой 3025 кг.

    С этой  полетной  массой Як-9Т по своим летно-пилотажным характеристикам стоял на уровне двухбачного  Як-9, несколько уступая ему  в  вертикальном маневре и намного превосходя по мощности огня.

    По  массе секундного залпа  Як-9Т  превосходил  самолеты Me-109G-2 трехточечный -  в 2,24 раза,  пятиточечный -  1,16 раза; Me-110 - в 1,31 раза; FW-109A-8 - в 1,09 раза.     По сравнению с Me-109G-2,  вооруженным тремя  пушками  и двумя пулеметами,  Як-9Т  имел преимущество в горизонтальной скорости до высоты 4600 м.  На высоте 4600 м  скорости  были одинаковыми, а выше преимущество переходило к Me-109G-2.

    По  вертикальной  скорости   Як-9Т   несколько   уступал Me-109G-2 до высоты 2500...3000 м и выше 4000 м. В диапазоне высот 3000...4000 м вертикальные скорости Як-9Т  и Me-109G-2 были практически одинаковы.

    По горизонтальной маневренности Як-9Т имел явное преимущество перед Me-109G-2 до высоты 5000 м  за счет меньших радиуса и времени виража.

    В вертикальном маневре преимущество за Як-9Т сохранялось до высоты 3000 м;  на высотах 3000...4500 м  показатели были одинаковы, а выше - преимущество переходило к Me-109G-2.

    Me-109G-2 имел тяжелое управление  и  при  перетягивании ручки сваливался в штопор.  На пикировании он несколько уходил от Як-9Т,  однако на выходе из пикирования  требовал  от летчика очень больших усилий, и поэтому вывод получался медленным, с растянутой по времени и  пространству траекторией. Эти обстоятельства  способствовали  успешной атаке Me-109G-2 нашими самолетами за счет упреждения на выходе из  пикирования и на горке.  Me-109G-2 имел плохой обзор задней полусферы, и летчик не видел зашедшего ему в хвост самолета. К тому же Як-9Т мог вести наступательный бой даже на виражах.

    Як-9Т построен ОКБ А.С.Яковлева в январе 1943 г. согласно постановлению ГКО от 25 декабря 1942 г., проходил испытания вооружения в НИПАВ (научно-испытательный полигон авиационного вооружения) с 10 января по 12 февраля 1943 г.  и летные испытания  в  НИИ ВВС  с 15 февраля  по 4 марта  (летчик В.И.Хомяков, ведущий  инженер  по самолету А.Т.Степанец,  по вооружению - Л.И.Лось).

    Серийно Як-9Т строился на заводе N153 с марта 1943 г. по июнь 1945 г. Всего выпущено 2748 самолетов. Як-9Т начал  эксплуатироваться в начале 1943 г.  С конца этого года он с успехом использовался для  борьбы  с  судами противника на Черном море. Войсковые испытания на боевое применение  проводились на 34-х самолетах Як-9Т с 5 июля по 6 августа 1943 г.  на Центральном фронте в 16 ВА.  На Як-9Т летали  80 летчиков  шести полков,  входивших в состав  273 иад 6 иак  (истребительного авиакорпуса)  и 1 гв. Сталинградской иад.  Было проведено 78 воздушных боев (из них 31 результативный),  в которых помимо Як-9Т участвовали Як-1,  Як-7Б и Як-9 (428 самолето-вылетов, включая 150 на Як-9Т).  Уничтожено 110 самолетов противника, в том числе:  FW-190 - 54,  Me-109 - 4,  Ju-87 - 31, Ju-88 - 14, He-111 - 7. Из них на Як-9Т сбито 49 (44,5%). Свои потери - 36 самолетов, в том числе 12 Як-9Т. Средний расход  боеприпасов на один сбитый самолет:  147 снарядов калибра 20 мм (самолеты Як-1, Як-7Б, Як-9), 31 снаряд калибра 37 мм (Як-9Т),  123 снаряда калибра 12,7 мм (все самолеты).

    С 17  августа по 18 сентября 1943 г.  12 самолетов Як-9Т проходили войсковые испытания совместно с тремя Як-9Д  в  18 гв.иап 1 ВА на Западном фронте.  На самолетах Як-9Т было выполнено 172 боевых вылета с общим налетом 151 ч 54 мин, проведено 47 боев,  сбито 9 и подбито 2 самолета противника,  в том числе FW-190 - 4, He-111 - 4, Ju-87 - 2, FW-189 - 1. Потеряно три Як-9Т.

    Появление на фронте Як-9Т  произвело  большое  моральное воздействие на противника и существенно облегчило проведение воздушных боев нашими истребителями  других  типов,  взаимодействовавших с Як-9Т.

    До этого самолеты FW-190, имея довольно сильное вооружение, охотно шли в атаку на встречных курсах в воздушных боях с Як-1.  После появления Як-9Т они  стали  избегать  лобовых атак самолетов "Як".

    Наличие 37-мм пушки позволило существенно увеличить дистанцию открытия огня.  Не уменьшая вероятности поражения самолета противника,  это в то же время  уменьшило возможность поражения летчика  самолета Як-9Т огнем стрелка бомбардировщика.

    Наивыгоднейшие дистанции  открытия огня  из 37-мм пушки: по  истребителям  -  400...100  м,  по  бомбардировщикам   - 600...500 м.  Однако для расстройства строя бомбардировщиков противника  возможно  было   ведение   огня   с   расстояния 1000...1200 м при наличии осколочных снарядов с самоликвидаторами.

    Опыт боевого применения Як-9Т показал, что схема его вооружения с НС-37 и УБС в тактическом отношении весьма выгодна.  Попадание одного снаряда в самолет противника приводило его полному разрушению.  А бронебойные снаряды  пушки  НС-37 легко пробивали броню немецких танков толщиной 30 мм на дистанции 500 м под углом до 45 .

    Большая эффективность 37-мм снаряда и ограниченность боекомплекта требовали от летчика  ведения  только  прицельной стрельбы короткими  очередями из одного-двух,  максимум трех снарядов.

    Стрельба длинными очередями приводила к непроизводительной трате боеприпасов, так как после 2...3 выстрелов, вследствие сильной отдачи пушки,  самолет сбивался с линии прицеливания, опуская нос,  что вызывало недолеты при стрельбе по наземным целям и снижение трассы - при стрельбе по воздушным целям. Для продолжения стрельбы необходимо было восстанавливать прицеливание.

    Устойчивость полета при стрельбе из пушки зависела,  естественно, от  скорости  полета и длины очереди:  чем больше скорость полета и меньше длина очереди,  тем меньшее влияние оказывала сила отдачи пушки на направление полета.

    Як-9Т успешно применялся для борьбы с самолетами противника как истребительного, так и бомбардировочного типа. Среди летного состава Як-9Т пользовался большой популярностью и высоко оценивался благодаря установке мощного оружия и хорошим летным данным.

    В заключении  по войсковым испытаниям  отмечалось,  что:

    1) самолет Як-9Т  является нужным для ВВС КА  истребителем;

    2) при формировании частей истребительной авиации  полки целесообразно делать смешанными,  включающими  в свой состав 30...50% самолетов "Як" с обычным вооружением и 70...50% самолетов с пушкой 37 мм;

    3) самолетами Як-9Т целесообразно вооружать части с летным составом, хорошо владеющим воздушной стрельбой.  Летчик, летающий на Як-9Т, должен быть своего рода воздушным снайпером  и уметь поражать врага наверняка  -  с первого выстрела.

    Создание в разгар войны Як-9Т  с  мощной  скорострельной пушкой калибра 37 мм и его быстрое освоение в производстве и в эксплуатации сыграло большую роль в завоевании нашей авиацией превосходства в воздухе.

 

Издательство © Media2000 Copyright (www.media2000.ru)

Сайт создан в системе uCoz