КБ Поликарпова И-153 Чайка
Истребитель
Добиваясь повышения боевых качеств маневренных истребителей,
Н.Н.Поликарпов в 1938 году создал новый самолет - И-153 Чайка. Внешне он был похож на
истребитель И-15. Основные размеры остались такими же, мало изменилась и форма
изогнутых участков верхнего крыла, но шасси на И-153 убиралось в полете,
двигатель более мощный, вся конструкция соответственно усилена, спинка сиденья
летчика бронирована. Лучшими стали многие узлы и детали. Зимой лыжи при уборке
шасси прилегали к фюзеляжу заподлицо. Благодаря этому "Чайка" при
убранном шасси развивала скорость до 440 км/час, сохранив основные маневренные
качества своего предшественника. Вес пустого самолета - 1348 кг, взлетный -
1859 кг. Первое боевое испытание И-153 прошли летом 1939 года в районе реки
Халхин-Гол. Самолет И-153 - последний в нашей стране истребитель бипланной
схемы, строившийся крупными сериями. Заводы выпустили 3400 самолетов этого
типа. Конструктор использовал все возможное, чтобы добиться наивысшей скорости
при сохранении свойственной биплану маневренности. И "Чайки" с
убранными шасси даже во второй половине тридцатых годов относились к скоростным
машинам. Однако уже в конце тридцатых и особенно в сороковых годах скорость в
400 км/час для истребителей была явно недостаточной. От самолетов такого
назначения требовалась скорость 500-600 и даже 650 км/час. Такой скорости
биплан развить не мог. И все же "Чайка" вошла в историю. На этих
машинах наши летчики в первый период Великой Отечественной войны, когда еще не
хватало самолетов новых типов, успешно вели воздушные бои, штурмовали вражеские
автоколонны, аэродромы.
Модификации
самолета:
И-153П - пушечный вариант
(2 синхронные пушки ШВАК), строился серийно.
И-153В - высотный, с
герметической кабиной А.Я. Щербакова.
И-153Т с турбокомпрессорами и мягкой гермокабиной Н.Н.
Поликарпова.
Тактико-технические
характеристики:
Год принятия на
вооружение - 1938
Размах крыла, м
- верхнего - 10,0
- нижнего - 7,50
Длина - 6,18 м
Высота - 3,00 м
Площадь крыла - 22,1 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 1350
- нормальная взлетная - 1860
Тип двигателя - 1 ПД М-62
Мощность - 800 л.с.
Максимальная скорость, км/ч
- у земли - 366
- на высоте - 444
Практическая дальность - 740 км
Максимальная скороподъемность - 943 м/мин
Практический потолок - 11000 м
Экипаж - 1 чел
Вооружение: 4 х 7.62-мм пулемета ШКАС
или 4 х 12.7-мм пулемета БС.
Издательство © Media2000 Copyright (www.media2000.ru)