Lockheed P-38 Lightning
Истребитель
Необычная схема, принятая для самолета
Lockheed P-38 Lightning,
была обусловлена техническим заданием, которого невозможно было достичь при
традиционной одномоторной компоновке. Требовались максимальная скорость,
скороподъемность и дальность полета, что заставило разработчиков принять
двухмоторную схему. Это был двухбалочный самолет со среднерасположенным крылом
и моторами, установленными в передней части каждой балки. Передняя стойка
трехопорного шасси убиралась в центральную гондолу, а главные стойки шасси - в
продольные балки. Опытный самолет XP-33 с двумя двигателями противоположного
вращения Allison V-1710-11/15 мощностью 960 л.с., впервые поднялся в воздух 27
января 1939г. Он разбился в одном из полетов, не дотянув до посадочной полосы.
Однако вскоре последовал заказ на тринадцать опытных самолетов YP-38. Самолет
Лайтнинг (построено 10037 машин, включая 113 по субконтракту компанией
Consolidated-Vultee использовался ВВС США на всех театрах военных действий. Он
вписан в историю строкой незабываемых побед, включая перехват и уничтожение в
885 км от базы на Гвадалканале самолета Mitsubishi G4M, в котором находился
японский адмирал Исороку Ямамото.
Модификации
самолета:
YP-38 - обозначение
предсерийных самолетов в основном похожих на экспериментальный экземпляр, но с
двигателями противоположного вращения Аллисон V-1710-27/-29 мощностью 1150 л.с.
P-38 (позднее RP-38) -
первоначальный серийный вариант, аналог YP-38, но с вооружением из 4 пулеметов
калибра 12,7 мм и одной пушки калибра 37 мм, дополнительной бронированной
защитой и пуленепробиваемым стеклом.
P-38E (позднее RP-38E) -
серийный вариант с дальнейшими системными доработками и новой пушкой калибра 20
мм, а не 37 мм; построено 210 машин.
P-38F - серийный вариант,
первый считавшийся готовым к боевым действиям; построено 527 машин; среди
оборудованных двигателем Аллисон V-1710-49/-53 мощностью 1325 л.с. аппаратов
существовало несколько подвариантов, наиболее важным из которых являлся самолет
P-38F-15, оснащенный закрылками.
P-38G - серийный вариант,
по сравнению с самолетом P-38F-15 содержащий несколько исправлений и
усовершенствований, включенных в процесс производства; построено 1082 машины.
P-37H - серийный вариант,
сходный с самолетом P-38G, но с двигателями Аллисон V-1710-89/-91 мощностью
1425 л.с.; построена 601 машина.
P-38J (позднее F-38J) -
аналог P-38H, но со множеством детальных изменений, вносимых в течение всего
процесса производства 2970 самолетов; для использования в роли легкого
бомбардировщика некоторые были модифицированы, получив остекленную носовую
часть центральной гондолы для размещения бомбардира и радар системы
бомбометания.
P-38K - единственный
опытный самолет с двигателями Аллисон V-1710-75/-77 мощностью 1425 л.с. и
планером самолета P-38G.
P-38L (позднее F-38L) -
окончательный серийный вариант самолета с двигателями Аллисон V-1710-111/-113
мощностью 1475 л.с., но в остальном похожий на самолет P-38J; построено 3810
машин.
P-38L-5 - аналог P-38L,
выпущенный фирмой Консолидэйтед-Валти; построено 113 машин.
P-38M - новое обозначение
самолетов P-38F, P-38K и P-38L общей численностью около 80 экземпляров,
модифицированных для использования в качестве двухместных ночных истребителей
после окончания войны.
TP-38L - обозначение
самолетов, модифицированных ВВС США для использования в качестве двухместных
учебно-тренировочных; похожий самолет P-38J был неофициально известен под
обозначением TP-38J.
F-4-1 (позднее RF-4-1) -
вариант самолета P-38E без вооружения для фоторазведки, оснащенный четырьмя
фотокамерами; построено 99 машин.
F-4A-1 - вариант самолета
P-38F без вооружения для разведки, оснащенный четырьмя фотокамерами; построено
20 машин.
F-5A - вариант
самолета-разведчика без вооружения с пятью фотокамерами, один похожий на P-38F,
а остальные аналогичные самолету P-38G; построена 181 машина.
F-5B - вариант самолета
P-38J без вооружения для разведки; построено 200 машин.
F-5C - новое обозначение
примерно 123 самолетов P-38J, переделанных компанией Локхид в вариант F-5B, но
с установкой усовершенствованных фотокамер.
F-5E - новое обозначение
205 самолетов P-38J и 500 машин P-38L, переделанных компанией Локхид в вариант
F-5C.
F-5F - новое обозначение
самолета F-5B после переработки фотоустановки.
F-5F-3 - новое обозначение
самолета P-38L с фотоустановкой от самолета F-5F.
F-5G-6 - окончательный
вариант самолета для фоторазведки, переделанный из планера P-38L-5.
FO-1 - обозначение ВМС
США четырех самолетов F-5B, приобретенных у ВВС США.
XF-5D - единственный
экземпляр экспериментального двухместного самолета-разведчика.
XP-38A - единственный
экземпляр самолета P-38, использовавшийся в течение 1942г. для экспериментов с
герметизированной кабиной.
XP-49 - единственный
опытный экземпляр, разработанный на основе самолета P-38, первоначально с
двигателями Continental XIV-1430-9/11 мощностью 1148 кВт (1540 л.с.), усиленным
шасси и герметизированной кабиной; серийное производство начато не было.
X-58 Chain Lightning - совершенно новый
и значительно увеличенный по габаритам самолет; опытный образец в конце концов
поднялся в воздух 6 июня 1944г. с двумя двигателями Аллисон V-3420-11/-13
мощностью 2600 л.с.
Тактико-технические
характеристики:
Год принятия на
вооружение - 1939
Размах крыла - 15,85 м
Длина - 11,53 м
Высота - 3,91 м
Площадь крыла - 30,47 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 5342
- нормальная взлетная - 6556
- максимальная взлетная - 7029
Тип двигателя - 2 ПД Allison V-1710-27/29
Мощность - 2 х 1150 л.с.
Максимальная скорость - 628 км/ч
Крейсерская скорость - 483 км/ч
Практическая дальность - 805 км
Максимальная скороподъемность - 762 м/мин
Практический потолок - 11887 м
Экипаж - 1 чел
Вооружение: 1 20-мм пушка и 4 12.7-мм
пулемета.
Издательство © Media2000 Copyright (www.media2000.ru)