Lockheed P-38 Lightning
Истребитель

    Необычная схема, принятая для самолета Lockheed P-38 Lightning, была обусловлена техническим заданием, которого невозможно было достичь при традиционной одномоторной компоновке. Требовались максимальная скорость, скороподъемность и дальность полета, что заставило разработчиков принять двухмоторную схему. Это был двухбалочный самолет со среднерасположенным крылом и моторами, установленными в передней части каждой балки. Передняя стойка трехопорного шасси убиралась в центральную гондолу, а главные стойки шасси - в продольные балки. Опытный самолет XP-33 с двумя двигателями противоположного вращения Allison V-1710-11/15 мощностью 960 л.с., впервые поднялся в воздух 27 января 1939г. Он разбился в одном из полетов, не дотянув до посадочной полосы. Однако вскоре последовал заказ на тринадцать опытных самолетов YP-38. Самолет Лайтнинг (построено 10037 машин, включая 113 по субконтракту компанией Consolidated-Vultee использовался ВВС США на всех театрах военных действий. Он вписан в историю строкой незабываемых побед, включая перехват и уничтожение в 885 км от базы на Гвадалканале самолета Mitsubishi G4M, в котором находился японский адмирал Исороку Ямамото.

Модификации самолета:

YP-38 - обозначение предсерийных самолетов в основном похожих на экспериментальный экземпляр, но с двигателями противоположного вращения Аллисон V-1710-27/-29 мощностью 1150 л.с.

P-38 (позднее RP-38) - первоначальный серийный вариант, аналог YP-38, но с вооружением из 4 пулеметов калибра 12,7 мм и одной пушки калибра 37 мм, дополнительной бронированной защитой и пуленепробиваемым стеклом.

P-38E (позднее RP-38E) - серийный вариант с дальнейшими системными доработками и новой пушкой калибра 20 мм, а не 37 мм; построено 210 машин.

P-38F - серийный вариант, первый считавшийся готовым к боевым действиям; построено 527 машин; среди оборудованных двигателем Аллисон V-1710-49/-53 мощностью 1325 л.с. аппаратов существовало несколько подвариантов, наиболее важным из которых являлся самолет P-38F-15, оснащенный закрылками.

P-38G - серийный вариант, по сравнению с самолетом P-38F-15 содержащий несколько исправлений и усовершенствований, включенных в процесс производства; построено 1082 машины.

P-37H - серийный вариант, сходный с самолетом P-38G, но с двигателями Аллисон V-1710-89/-91 мощностью 1425 л.с.; построена 601 машина.

P-38J (позднее F-38J) - аналог P-38H, но со множеством детальных изменений, вносимых в течение всего процесса производства 2970 самолетов; для использования в роли легкого бомбардировщика некоторые были модифицированы, получив остекленную носовую часть центральной гондолы для размещения бомбардира и радар системы бомбометания.

P-38K - единственный опытный самолет с двигателями Аллисон V-1710-75/-77 мощностью 1425 л.с. и планером самолета P-38G.

P-38L (позднее F-38L) - окончательный серийный вариант самолета с двигателями Аллисон V-1710-111/-113 мощностью 1475 л.с., но в остальном похожий на самолет P-38J; построено 3810 машин.

P-38L-5 - аналог P-38L, выпущенный фирмой Консолидэйтед-Валти; построено 113 машин.

P-38M - новое обозначение самолетов P-38F, P-38K и P-38L общей численностью около 80 экземпляров, модифицированных для использования в качестве двухместных ночных истребителей после окончания войны.

TP-38L - обозначение самолетов, модифицированных ВВС США для использования в качестве двухместных учебно-тренировочных; похожий самолет P-38J был неофициально известен под обозначением TP-38J.

F-4-1 (позднее RF-4-1) - вариант самолета P-38E без вооружения для фоторазведки, оснащенный четырьмя фотокамерами; построено 99 машин.

F-4A-1 - вариант самолета P-38F без вооружения для разведки, оснащенный четырьмя фотокамерами; построено 20 машин.

F-5A - вариант самолета-разведчика без вооружения с пятью фотокамерами, один похожий на P-38F, а остальные аналогичные самолету P-38G; построена 181 машина.

F-5B - вариант самолета P-38J без вооружения для разведки; построено 200 машин.

F-5C - новое обозначение примерно 123 самолетов P-38J, переделанных компанией Локхид в вариант F-5B, но с установкой усовершенствованных фотокамер.

F-5E - новое обозначение 205 самолетов P-38J и 500 машин P-38L, переделанных компанией Локхид в вариант F-5C.

F-5F - новое обозначение самолета F-5B после переработки фотоустановки.

F-5F-3 - новое обозначение самолета P-38L с фотоустановкой от самолета F-5F.

F-5G-6 - окончательный вариант самолета для фоторазведки, переделанный из планера P-38L-5.

FO-1 - обозначение ВМС США четырех самолетов F-5B, приобретенных у ВВС США.

XF-5D - единственный экземпляр экспериментального двухместного самолета-разведчика.

XP-38A - единственный экземпляр самолета P-38, использовавшийся в течение 1942г. для экспериментов с герметизированной кабиной.

XP-49 - единственный опытный экземпляр, разработанный на основе самолета P-38, первоначально с двигателями Continental XIV-1430-9/11 мощностью 1148 кВт (1540 л.с.), усиленным шасси и герметизированной кабиной; серийное производство начато не было.

X-58 Chain Lightning - совершенно новый и значительно увеличенный по габаритам самолет; опытный образец в конце концов поднялся в воздух 6 июня 1944г. с двумя двигателями Аллисон V-3420-11/-13 мощностью 2600 л.с.

Тактико-технические характеристики:

Год принятия на вооружение - 1939
Размах крыла - 15,85 м
Длина - 11,53 м
Высота - 3,91 м
Площадь крыла - 30,47 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 5342
- нормальная взлетная - 6556
- максимальная взлетная - 7029
Тип двигателя - 2 ПД Allison V-1710-27/29
Мощность - 2 х 1150 л.с.
Максимальная скорость - 628 км/ч
Крейсерская скорость - 483 км/ч
Практическая дальность - 805 км
Максимальная скороподъемность - 762 м/мин
Практический потолок - 11887 м
Экипаж - 1 чел

Вооружение: 1 20-мм пушка и 4 12.7-мм пулемета.

Издательство © Media2000 Copyright (www.media2000.ru)

Сайт создан в системе uCoz