logo
Главная страница
1/72
1/48
1/1
ExpoArms
Обзоры
Сто раз отмерь...
Уральские модели
Советы бывалых
Почта
Ссылки

Имитация заклепок.

   Как правило, цельнометаллическая конструкция планера самолетов и вертолетов состоит из дюралюминиевых панелей, соединенных между собой на каркасе при помощи заклепок. За редким исключением сварных конструкций. Не изображать такую деталь как заклепочный шов, я считаю, нельзя, тем более на таких масштабах как 1/48 и 1/32. Согласен, что заклепки выполненные в потай на новых, почти не летавших, машинах практически не видны. Но в процессе эксплуатации заклепки, как и швы между панелями, загрязняются, обдираются, т.е. становятся явно видны. Часто применяются заклепки с полукруглой головкой, замки ДЗУС еще более заметные. В масштабе 1/72 на заклепки можно закрыть глаза, но с клепанными швами модель все равно смотрится эффектней. Спорить о том стоит или нет расклепывать модель можно долго. Есть машины на которых действительно не видно никаких заклепок, а на некоторых, к примеру A-10 Thunderbolt II, они явно заметны. Допустим вы все таки решили "расклепать" свою птичку, как это сделать?
    Редкие, крупные заклепки можно наносить при помощи иголки по металлической линейке. Мы используем инструмент из готовальни, которым измеряют расстояние, с колесиком посередине. Устанавлимаем нужный шаг между заклепками по чертежу. Одной иголкой становимся в предыдущую заклепку, другой делаем следующую. Это удобно для редких заклепок. Расклепать таким образом всю модель очень трудоемко, поэтому мы решили сделать инструмент, позволяющий наносить заклепочные швы быстро и аккуратно.

Инструмент для накатывания заклепок.

    1. За основу можно взять рейсфедер, из той-же готовальни. Шестеренка с нужным шагом подбирается из старых часов, желательно иметь несколько шестерен с разным шагом. Зубья затачиваются алмазным надфилем, либо на станке. От заточки шестерни будет зависеть качество будущих заклепок. Диаметр шестерни желательно подобрать минимальный, иначе прокатить зализ крыла или место сопряжения киля со стабилизатором будет невозможно. Важно исключить заклинивание шестерни в держателе, из-за опасности получить вместо клепанного шва обычную риску.
    2. Итак инструмент готов, модель имеет окончательно наведенный внутренний расшив и поверхность подготовленную к покраске. Накатывать удобно по тонкой металической линейке. Я использую чертежные трафареты и зубопротезные шпатели. Сначала клепаем по линии стыков листов обшивки с двух сторон или с одной - как по чертежу. Затем все остальные заклепочные швы по поддерживающим обшивку элементам - стрингерам, нервюрам, полкам и т.д. Естественно, необходимо иметь хороший чертеж или прозрачную скелетную схему. Шкурить модель после нанесения заклепок не рекомендую, т.к. после покраски весь труд будет незаметен.
    3. Если модель предполагается сделать со следами эксплуатации, то заклепки можно очень хорошо выделить. Первым слоем задуваем модель серебрянкой. Я использую Tamiya Silver Lief из аэрозольного баллона. Слить краску оттуда можно по трубке от капельницы, сняв распылительную головку и надеть трубку. Нажимаем и краска стекает по стенкам не распыляясь. Длина трубки около 8 сантиметров. Можно покрасить первый слой под анод. Это будет - грунт. Далее наносим нужные цвета камуфляжа, в общем красим как обычно. После того как краска просохла, берем наждачку номер ноль, желательно еще и вытертую, и аккуратно вышкуриваем модель в нужных местах до появления серебрянного контура заклепок. Так же можно изображать характерные сколы краски по передним кромкам, вышкуривая уголком шкурки или выцарапывая другим способом верхние слои камуфляжа до металла (серебрянки). Шкуркой по краске можно добиться заодно желательного глянца поверхности.

Крыло с заклепочными швами F4B Заклепки на J2M3