Sikorsky Aircraft SH-60 Sea
Hawk
Многоцелевой вертолёт
Палубный противолодочный вертолет Sikorsky SН-60 Sea Hawk разработан в соотве тствии с конкурсной программой флота США
LAMPS Мк.3 (Light Airborne Multipurpose System - легкая авиационная многоцелевая система) для эксплуатации с авианосцев , а также с военных кораблей типа фрегат или эсминец. Он
предназначен для ПЛО, о бнаружения кораблей противника и выдачи целеуказаний
корабельным системам.
Основным назначением вертолета SН-60В является обнаружение и
идентифика ция надводных и подводных целей в радиусе 185 км во взаимодействии с
кораблем баз ирования, который должен обеспечить координирование ответных
действий, при этом информация от гидроакустической станции вертолета посылается
в базовый информаци онный центр корабля. Вертолет может также выполнять
операции в автономном режиме , используя сбрасываемые радиогидроакустические буи
и буксируемый магнитометр дл я определения местоположения и классификации
подводных лодок противника с послед ующим их уничтожением самонаводящимися
противолодочными торпедами или глубинными бомбами. Вторая задача вертолета
SН-60В - загоризонтное обнаружение цели для увеличения дальности действия
запускаемых с корабля противокорабельных ракет и ранн ее предупреждение об
атаке посредством радиоэлектронной разведки.
Дополнительные задачи предусматривают поисково-спасательные и
разведывательные операции, патру лирование, а также эвакуацию раненых и
доставку снаряжения на военные корабли. Комплексная корабельная противолодочная
система, заменившая ранее используемую систему, предусматривает действия
вертолета на большом расстоянии от охраняемых кораблей, чтобы значительно
расширить возможности систем дальнего обнаружения и ПЛО в целом. Комплексная
система оружия LAMPS Мк.3 состоит из авиационной и корабельной частей, связь
между которыми обеспечивается с помощью закрытой двусторонней цифровой линии
передачи данных, а также с помощью радио.
Авиационным компонентом системы является вертолет Sikorsky
SН-60В Sea Hawk, разработанный на базе вертолета UH-60A Black Hawk. В
корабельную часть системы входит аппаратура для обработки акустических
сигналов; бортовые системы вертолета взаимодействуют с корабельными (датчики,
система обработки данных, связное оборудование), а выполнение задания
контролируется с корабля. Информация от датчиков и устройств обработки данных
на вертолете передается в общую информационную распределительную шину.
Обработка некоторых данных осуществляется непосредственно на борту вертолета,
причем вся информация непрерывно передается на корабль, где имеются более
мощные средства обработки и источники информации. Между вычислительными средствами
вертолета и корабля устанавливается непосредственная связь, обеспечивающая
совместное использование базы данных вертолетных и корабельных ЭВМ. После
обнаружения подводной лодки на большой дальности с помощью буксируемой антенной
решетки или гидроакустической станции базового корабля или при ее обнаружении
патрульным самолетом дальнего радиолокационного обнаружения вертолет SН-60В
направляется в зону, где обнаружена подводная лодка, причем, хотя вертолет
оснащен собственными навигационными средствами, предполагается через линию
передачи данных корректировка его полета с корабля.
При достижении вертолетом заданной зоны с него сбрасываются 5
или 7 пассивных радиогидроакустических буев для повторного обнаружения и
определения местоположения подводной лодки. Акустические сигналы, принятые
радиогидроакустическими буями, передаются в метровом диапазоне на вертолет Sea
Hawk, где они обрабатываются, кодируются и затем передаются на корабль для
подробного анализа, проводимого оператором акустических датчиков. Обычно
вертолет находится в зоне приблизительно в течение 20 минут, затем перемещается
в следующую зону для возобновления поиска цели с помощью опускаемого
гидроакустической станции. После определения координат цели вертолет начинает
снижение для уточнения координат цели путем использования гидроакустической
станции и пассивных радиогидроакустических буев направленного действия или
магнитометра.
При подтверждении
координат цели начинается последний этап выполнения боевой задачи - атака с
помощью самонаводящейся торпеды, которая осуществляет самостоятельный поиск и
атаку цели. На конечном этапе выполнения боевого задания, когда вертолет
находится на небольшой высоте над поверхностью моря, связь между ним и кораблям
может прерываться и вертолет должен действовать в автономном режиме.
Командование ВМС намерено использовать вертолеты SН-60В Sea Hawk на 106 боевых
ракетных кораблях четырех типов: фрегатах класса FFG-7, эсминцах DD-963 и
DD-993, а также крейсерах CG-47. Предусматривалась закупка 204 вертолетов Sea
Hawk, которые должны размещаться на кораблях эскадрильями - по два вертолета,
причем предполагалось оснастить системой LAMPS Мк.3 боевые корабли, на которых
ранее использовалась система LAMPS Мк.1. Авиационным компонентом системы LAMPS
Мк.1 является палубный вертолет Kaman SH-2 Sea Sprite. Разработка программы
LAMPS Мк.3 началось в 1969 году, а в 1970 году была закончена разработка
требований к вертолету по этой программе.
Разработка противолодочного вертолета SH-60B Sea Hawk была
начата в 1974 году. Фирма Sikorsky предложила флоту модифицировать свой
вертолет UH-60A, рассчитывая, что он будет отвечать требованиям флота для
проведения противолодочных операций, обнаружения и определения координат
надводных кораблей. Для этой цели был использован четвертый опытный вертолет
YUH-60A, модифицированный на средства фирмы. Проведенные модификации включали
установку системы автоматического складывания лопастей несущего винта и
хвостовой балки, перемещение вперед задней стойки шасси со спаренными колесами,
меры защиты от коррозии. Вертолет был оснащен специальным оборудованием, в том
числе радиоэлектронным оборудованием нового состава.
В 1977 году были проведены оценочные испытания
модифицированного вертолета YUH-60, и в сентябре командование флота США объявило
о выборе его по программе LAMPS. Головным разработчиком по программе LAMPS Мк.3
было выбрано отделение по разработке систем фирмы IBM, что свидетельствовало о
степени важности устанавливаемого бортового оборудования, а фирма Sikorsky была
утверждена в качестве основного разработчика планера. Комиссия по оценке
закупаемых систем оружия при министерстве обороны США в феврале 1978 г. приняла
решение о разработке и серийном производстве 204 вертолетов SH-60B, и фирме
Sikorsky был выдан контракт стоимостью 109.3 млн долларов на разработку,
постройку и летные испытания пяти опытных вертолетов, а также на изготовление
планера для наземных испытаний; расчетная стоимость программы в 1978 г.
составила 3.5 млрд долларов при цене вертолета 14.5 млн долларов. Первый полет
первого опытного вертолета SH-60B состоялся 12 декабря 1979 г, последующих
четырех опытных - в 1980 году, а первый серийный вертолет был поставлен флоту
США в марте 1983 г. Программа серийного производства была в 1990 г. увеличена
до 255 вертолетов SH-60В и продлится до 1999 г. Стоимость программы возросла в
1994 г. до 8.132 млрд долларов, а средняя цена одного вертелета - до 30.1 млн
долларов.
Модификации вертолета :
SH-60F Ocean Hawk - противолодочный вертолет
для проведения операций по прикрытию авианосцев в радиусе 50км в пределах
внутренней зоны ПЛО; предназначен для замены вертолетов SH-3H. Кроме того,
может использоваться для поисково-спасательных операций, принимая на борт до
пяти человек за один вылет. Цифровая автоматизированная система управления
обеспечивает заданную высоту и скорость полета, а также режимы полета,
связанные с заходом и выходом вертолета на режим висектоя при выполнении поиска
цели. Бортовое электронное оборудование разработано на основе процессоров и
мультиплексных шин информационного обмена между четырьмя членами экипажа. Для
поиска подводных лодок используется опускаемая гидроакустическая станция,
основными элементами которой являются: акустическая система, цифровое
счетно-решающее устройство обработки акустических сигналов, индикатор оператора
акустической аппаратуры, а также лебедка и трос длиной 450м. Возможно
размещение РЛС или ИК-станции переднего обзора, а также приемника спутниковой
навигационной системы и процессора обработки акустических сигналов. Разработка
программы SН-60F началась в 1984 г. Первый серийный вертолет совершил первый
полет в 1986 году, серийное производство завершено в 1995 году; по программе
построено 2 опытных и 143 серийных вертолета; общая стоимость программы 3.33
млрд долларов, средняя цена вертолета 23.3 млн долларов. Предполагалось
сформировать шесть эскадрилий для базирования на 14 авианосцах и две резервные
эскадрильи.
SH-60R - палубный противолодочный
вертолет; развитие SН-60В и F с опускаемой ГАС. В 1998-1999 гг. будут
модернизированы 17 вертолетов из SН-60В.
SH-60J Sea Hawk - палубный противолодочный
вертолет сил самообороны Японии для замены вертолетов SH-3 Sea King в середине
1990-х гг, экспортный вариант вертолета SH-60B. Японским силам самообороны
требуется 80 вертолетов SH-60J.
НН-60Н - палубный поисковый и
спасательный вертолет для флота США, заказавшего 42 вертолета; является
модификацией вертолета SН-60F. Совершил первый полет 17 августа 1988 г. Начал
поступать на вооружение в 1990 г. Снабжен спасательной лебедкой, усовершенствованным
оборудованием, эжекторной системой уменьшения ИК-излучения двигателей, может
быть вооружен пулеметами калибром 7.62мм и НАР;
S-70B - палубный противолодочный
вертолет для экспорта в другие страны, экспортная модификация вертолета SH-60B.
Поставлено 6 S-70В-1 флоту Испании, 14 S-70В-2 флоту Австралии, 5 S-70B-6 флоту
Греции, заказавшему 17 вертолетов, и 6 5-70В-7 для флота Таиланда;
S-70M Thunderhawk - палубный противолодочный
вертолет для флота Таиланда, заказавшего 10 вертолетов, модификация SH-60B с
опускаемой ГАС.
HH-60J Jay Hawk - палубный поисковый и
спасательный вертолет частей береговой охраны, заказавших 42 вертолета,
разрабатывался параллельно с вертолетом HH-60Н, совершил первый полет 8 августа
1989 г. с дополнительными тремя топливными баками по 455л может совершить полет
на расстояние 555км, принять на борт 6 пострадавших и вернуться с ними. Снабжен
поисковой всепогодной РЛС, спасательной лебедкой и крюком доя буксировки
грузов.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение -
1983
Диаметр главного винта - 16,36 м
Диаметр хвостового винта - 3,35 м
Длина - 15,26 м
Высота - 5,18 м
Масса, кг
- пустого - 5118
- нормальная взлетная - 7708
- максимальная взлетная - 9185
Внутренние топливо - 2230 л
ПТБ - 2 х 454 л
Тип двигателя - 2 ГТД General Electric T700-GE-700 (T700-GE-701С)
Мощность - 2 х 1710 л.с. (2 х 1930 л.с.)
Максимальная скорость - 234 км/ч
Крейсерская скорость - 220 км/ч
Практическая дальность - 2220 км
Дальность действия - 280 км
Продолжительность патрулирования - до 3 ч
Скороподъемность - 213 м/мин
Практический потолок - 5790 м
Статический потолок - 3170 м
Экипаж - 3 чел
Полезная нагрузка: 2722 кг груза на подвеске
Вооружение: Боевая нагрузка - 907 кг на 2 узлах подвески: 2
торпеды Mk.46 Mk.50 Barracuda, или 2 ПКР AGM-84 Harpoon или AGM-119B Penguin
Mk.2 Mod 7.
Издательство © Media2000 Copyright (www.media2000.ru)